Моя поездка в Дагестан. Все еще день первый

День первый. Самые лучшие приключения — приключения незапланированные. Так и получилось.

Утром первого дня мы поехали к крепости Нарын-кала. Сели в маршрутку (ходят только Газели, проезд 15 руб., оплата при выходе), сразу перезнакомились с половиной, как только спалились на том, что не местные. Сразу традиционные вопросы: национальность и муж.
Поговорили о простой жизни в Дербенте. Так себе она, простая жизнь: мужчины массово уезжают в центр России, средняя зарплата 12-15000 рублей, многие женщины старшего возраста работают на хозяйствах, выращивают огурцы-помидоры.

Коренная дербентка Зульфия провела нас улочками магала (старой части города, всего 9 магалов) коротким путем до крепости.

Первое, куда мы попали, была Джума-мечеть, самая старая мечеть в России. Я была не в юбке, поэтому надела накидку с капюшоном (можно выбрать на входе, все одинаково мешковидные).

В центре площадки растут два платана: в обхват рук трех-четырех человек.

Не один человек потом говорил мне насколько хорошая там аура. Я кивала))

Джума-мечеть — не просто памятник архитектуры, это действующая мечеть, самая большая в Дербенте.

= На обратном пути [поезд Махачкала-Москва] я услышала еще об одной «самой древней мечети» в селе Кумух. Надо погуглить. =

Снимать в мечети нельзя, но у меня возникло столько вопросов [например, что это за толстые «лепешки» и зачем в зале «трон»], что я сделала несколько кадров. Вопросы потом задала водителю-гиду Алику, попутно узнав много нового о различии взглядов суннитов и шиитов. Как [у них] все сложно!

После (идти по улочке, читать таблички на стенах) мы зашли в Девичью баню. Оказывается, это не просто название, а специализация.

В девичьей бане мылись только девушки лет с 11 до свадьбы. После свадьбы — добро пожаловать в баню женскую.

То есть, подумала я, с начала созревания до замужества девушка не видела ни беременных, ни постбеременных тел. А потом поздно было)

Мальчики мылись с мамами (в женской бане) лет до 4х.

За Девичьей баней сразу начинается южная стена Нарын-кала. Меня угораздило забраться на нее, задохнуться от страха высоты и едва не начать орать, как кошка «снимите меня отсюда!» А. ржал и издевался))

Я отвергла идею пройтись по стене вплоть до крепости и мы пошли по тротуару, как люди.

На самом деле я хотела на крепости не только погулять, но и поесть. Говорили, там лучший в Дербенте шашлык. Но не сбылось))

Вход на территорию крепости платный (150 взрослый, 50 детский, экскурсия 500 рублей). Экскурсию стоит брать, иначе камни так и останутся камнями.

Но всю территорию крепости мы даже не обошли. Нас «поймал» гид, предложивший экскурсию на Хучнинский водопад. Я пыталась отбиться на следующий день, но подумав о том, что вот сегодня есть, а что там будет завтра — неизвестно, согласилась.

И не пожалела.

Когда я смотрела в сторону гор от гостиницы, я думала, что это и есть вся красота. Но едва мы выехали из Дербента, я поняла, насколько ошибалась.

Гид посмеивался. И после стало ясно, почему.

Никаких описаний гор у меня нет. У меня для этого слишком бедный лексикон)) Я ехала и словно смотрела «Аватар» с его фантастическими пейзажами. Только это было не кино. Вот они были горы: склоны, то заросшие зеленью, то голые, без единой травинки. И среди них была я!

Реальнее картина от осознания своего присутствия, почему-то, не становилась.

До Хучнинского водопада ехать 1,5 часа в принципе по хорошим дорогам [без серпантинов].

Это первый водопад, который я увидела и меня он сильно впечатлил. Особенно впечатлило то, что в нем можно искупаться.

А я что? Я за любой кипеж!

Гид отговорил меня от купания в нижней части водопада и повез нас на верхнюю. Там, говорит, площадка есть, безопасно и мужчины не смотрят.

Площадка выглядела, конечно, не так впечатляюще. Вода не падала с высоты, а переливалась, как через край раковины. Хотя шумела и фыркала, да

Фишка оказалась не в том, чтобы залезть в холодную воду, а в том, чтобы преодолевая течение приблизить [хотя бы] спину к бурлящей воде и получить удовольствие от ударов по ней.

Я изо всех сил пыталась не уплыть вниз [вряд ли была большая опасность — там был преграждающий ряд камней] и держать купальник. Второе было чревато большим конфузом.

Конечно, я затащила в воду и А. Мы орали от восторга. И я еще не хотела ехать!

Гид по дороге рассказывал о селах, мимо которых мы проезжали. Я, конечно, ничего не запомнила.

Нарын-кала
Я и Нарын-кала
Смотровая площадка для сильных духом
Крепость семи братьев и одной сестры. Табасаранский район